preloader
Версия для слабовидящих

Киркоров и Басков на счастливой сцене. Как в Петербурге «зажигают звезды»?

1 декабря 2022 15:23

|

Пресса о нас

Киркоров и Басков на счастливой сцене. Как в Петербурге «зажигают звезды»?

Недавно Большому концертному залу «Октябрьский» исполнилось 55 лет. За это время он стал не просто престижной сценой, но и визитной карточкой Петербурга. Как удалось удержать планку? Как зажигают «звезды», а в новичках слышат «золотые голоса»? Об этом spb.aif.ru рассказала директор и художественный руководитель БКЗ Эмма Лавринович.

Все жанры, кроме скучного

— Эмма Васильевна, внешне кажется, что жизнь в концертном зале – вечный праздник. Песни, музыка, цветы. А как на самом деле?

— На самом деле это сложное и тяжелое производство! У нас семь этажей, которые надо обслуживать, своевременно ремонтировать, менять трубы. У большинства из 300 сотрудников не нормированный рабочий день, а у административной группы он нередко длится и до 12 часов в сутки.

В этом году исполнилось 50 лет, как я пришла в концертный зал. Меня приняли на должность администратора и первую фразу, которую я услышала при приеме на работу: «С этого дня вы должны забыть о личной жизни». Уже в 5-6 утра надо дежурить на вокзале или в аэропорту, встречая артиста. Затем - целый день в зале, а в час ночи отвезти солиста и его коллектив к поезду или самолету. Прибавьте спешку, гостиницы, нестыковки, нервы. Особенно сложно проходилось в советское время, когда был дефицит отелей, билетов. Но концертному залу всегда помогали.

— БКЗ открылся в 1967-м и стал подарком к 50-летию Октябрьской революции. Более того, он строился в Ленинграде как аналог Кремлевского дворца съездов в Москве. Как же «пафос» перешел в праздник?

— Сначала зал проектировался как кино-концертный, однако руководство задумалось: «У нас ведь нет зала для правительственных мероприятий». Предполагалось, что здесь будут проходить все городские торжества и показы фильмов. Но у зала оказалась счастливая судьба. Мы сумели доказать, что он может стать не только местом для официальных встреч, но и для творчества и музыки. Сегодня эстетика изменилась, но мы стараемся сохранить зал таким, каким он был. Нельзя все уничтожать, это памятник эпохи. И когда мне говорят, что он немодный, несовременный, я отвечаю: «Модных – много, а мы хотим сберечь то, что было связано с историей нашей страны».

Леонтьева и Баскова никто не знал?

— На сцене БКЗ стартовало немало нынешних мега-звезд. Как удалось в новичках разглядеть будущие «золотые голоса»?

— Это наша задача – увидеть в творческой личности лучшее. Конечно, в прежние времена самобытному исполнителю пробиться на большую эстраду было непросто. Один из примеров - Валерий Леонтьев. После его победы на конкурсе в Ялте стало ясно - появился яркий, ни на кого не похожий артист. Он действительно активно выступал, но в клубах, маленьких залах. А я понимала: если он выйдет на сцену – успех обеспечен. Позвонила в Дирекцию театральных касс и попросила под свою ответственность продать билеты на десять концертов подряд, без рекламы. Ну а дальше мне пришлось дойти до горкома партии, чтобы получить разрешение на проведение концерта. Таким образом Валера появился в «Октябрьском». Потом коллеги из Москвы звонили: «Как это удалось?» Авантюрно, но удалось. И так, на грани риска, рождалось немало программ.

— Многие популярные артисты начинали у вас совсем юными. Для кого из топовых сегодня исполнителей сцена БКЗ стала счастливой?

— В «Октябрьском» состоялся первый сольный концерт Валерии. В 12 лет в составе детского ансамбля «Мзиури» вышла на сцену БКЗ и Тамара Гвердцители. Также совсем юной заявила о себе Зара. В «Октябрьском» впервые спела «Золушку» Людмила Сенчина, затем эта песня стала одной из главных в ее творческой биографии. Без преувеличения вырос в нашем концертном зале Стас Пьеха. Свою карьеру начинал в БКЗ и Николай Басков. Стас Михайлов первый «сольник» дал именно на этой сцене, счастливой она стала и для Елены Ваенги, Григория Чернецова, Александра Розенбаума, многих других звезд. Рада, что они это помнят и, если просим, оставляют все дела и приезжают. Вот и в юбилейном концерте, посвященном 55-летию зала, у нас выступили многие знаменитые певцы и музыканты.

— Филипп Киркоров говорит, что он ваш приемный сын и даже называет «второй мамой». Вы даже были свидетелем на его свадьбе с Пугачевой. На чем десятилетиями держатся такие доверительные отношения?

— У меня два приемных сына – Леонтьев и Киркоров (улыбается). Оба очень эмоциональные. С Валерой дружим уже больше 40 лет. Он как член нашей большой семьи. Все его первые сольные программы создавали режиссеры БКЗ. И для Филиппа Петербург знаковый город. Здесь он работал в Мюзик-холле, жил в общежитии на Петроградской стороне, сыграл свадьбу с Аллой. Впервые, в составе звездного десанта двухметровый красавец появился у нас в 1992-м, когда отмечалось 25-летие «Октябрьского». А в кризисном 1998-м дал в БКЗ подряд 30 аншлаговых концертов. По-моему, этот рекорд не перекрыт до сих пор.

Наша позиция: зал для артистов – родной дом, куда хочется возвращаться. У них без конца гастроли, самолеты, гостиницы, кочевая жизнь. Так почему, хотя бы ненадолго, не создать им комфорт, не пойти навстречу каким-то привычкам и привязанностям.

— Несколько поколений юных петербуржцев выросли на вашем знаменитом абонементе для детей «Музыка от А до Я». Он пользовался огромной популярностью, но сейчас в афише появляется редко. Почему?

— Ситуация изменилась. Началось все еще в 90-х, когда стали подменять ценности, убрали государственное финансирование. Если раньше педагоги в школах знали, что поведут детей на выставки, в музеи, а в выходные театры были переполнены родителями с детьми, то с перестройкой система рухнула.

Я с грустью смотрела, как в свободное время мамы-папы вели детей не в театр, а в кафе с фаст-фудом. Жаль, что пошли по этому пути. Ведь дети у нас слушали не только классику, но и лучшие образцы поп и рок-музыки, перед ними выступали известные композиторы и артисты. Проект был настолько насыщенным, значимым, что через несколько лет мы его возобновили. Но столкнулись с другой проблемой – нет спроса, хотя цены установили невысокие. Сейчас каждый год ищем спонсоров и ставим детские спектакли. Билеты выдаются бесплатно воспитанникам детских домов, социальных учреждений, ребятам из многодетных семей. Абонемент продолжается, хотя и не в таком объёме.

Все «взорвалось»

— Сегодня БКЗ не просто главный концертный зал города, но и памятник эпох. Хотя технически он очень изменился. От световых эффектов, например, дух захватывает. Как это делается?

— Знаете, не забуду концерт Элтона Джона в Ленинграде в 1979-м. Всю аппаратуру, светодиодные экраны, вращающиеся прожекторы он тогда привез из Финляндии. И когда на сцене появился его ударник и все вдруг «взорвалось», заискрило – мы испытали настоящий шок. Даже не знали, что так бывает. У нас открывался занавес, выдвигались нарисованные баннеры, сверху светили фонари, в лучшем случае цветные лампы – все.

Хотя мы старались идти в ногу со временем и даже его опережая. В 80-х режиссерское управление БКЗ создало программу, посвященную свето и цвето-музыке великого Скрябина. На нас работала целая лаборатория в одном из институтов города. Это была супер-новинка, билеты уходили в лет. Сейчас все кардинально изменилось. Появилось много современных технических возможностей и мы проводим шоу не хуже, чем в Европе. Ростропович, который объездил весь мир, играл в «Октябрьском» и благодарил за звук и работу режиссеров.

— Большой концертный настолько притягателен, что многие именитые и народные выступают здесь даже в свой день рождения. Кто ввел эту традицию и продолжается ли она сейчас?

— Эту идею, как и новогодние представления, предложила Эдита Пьеха и я рада, что ее подхватили «коллеги по цеху». В том числе московские. Сергей Безруков, например, 35-летие отмечал именно на нашей сцене. Отработал целый вечер и был очень доволен. В целом сейчас настояние у людей меняется, многие всё больше хотят слушать глубокую музыку.

В начале 2000-х у нас был провал по балетным спектаклям и симфоническим оркестрам. Сегодня состояние иное. Недавно с большим успехом прошел концерт, где симфонический оркестр играл музыку группы «КИНО» - все места заняты. Театр балета Бориса Эйфмана отметил 45-летие гала-концертом – аншлаг. В зале были наши преданные ленинградцы-петербуржцы, которые с нами все эти годы. Мы счастливы, что оправдали доверие горожан. Будем рады снова видеть всех в «Октябрьском»!

Источник: АиФ Санкт-Петербург